Работа с Photoshop

   адреса и контакты завода металлообработки и металлоизделий эфесто, соя. |       

Лишь отраженье в воде...

Не устаешь поражаться тому, какие богатейшие возможности открылись перед фотохудожниками, когда одним из их инструментов стали персональные компьютеры.

Компьютер позволяет за считанные секунды строить сколь угодно сложные композиции, применять специальные эффекты, создавать не существующие в реальности предметы и т.п. и т.д. Если пользователю не приходится над каждым эффектом биться по нескольку дней, это еще не значит, что он становится не мастером, а халтурщиком. Как говаривал небезызвестный Леня, "я не халтурщик, я - партнер". Так и компьютер становится партнером художника, мгновенно воплощая в жизнь самые смелые его задумки и оставляя ему больше времени как раз на то, чтобы думать.

Фотохудожника реальный мир не ограничивает. Для него предметы на фотоснимке - материал, из которого он выстроит произведение. Как тяжело было заниматься такими вещами раньше, пока на помощь не пришел компьютер! Посмотрите, что он может.

Вот, например, фотография деревянного китайского домика, от которой так и веет летним зноем. Тишина, солнышко печет, отдыхаешь, никуда не спешишь, ничего не волнует... Эх, неплохо бы туда! А не устроить ли на песчаной площадке перед домом небольшой прудик с тихой водой, чтобы картинка стала еще более умиротворенной и расслабляющей.

Первым делом надо обвести контур будущего водоема. Для этого можно использовать любые средства построения масок или выделения части изображения. Самый простой вариант, которым и воспользуемся, - применить инструмент "лассо", активизируемый клавишей [L] или выбираемый мышкой из палитры инструментов. Удерживая нажатой левую кнопку мышки, проводим линию берега. Особая точность тут не требуется. Пруд на картинке протянется от края до края, поэтому, прочертив слева направо берег, отмечаем последовательно нижние углы фотоснимка. Чтобы маска замкнулась, надо просто отпустить кнопку мышки.

Когда область выделена и ее форма отвечает творческому плану, создаем новый слой, щелкая мышкой по кнопке в палитре слоев. Новый слой Layer 1, на котором пока ничего нет, сразу становится активным, то есть рабочим, но рисовать на нем можно лишь в пределах, ограниченных маской.

С помощью растяжки мы задали изменение коэффициента отражения поверхностью воды. Однако это вам не идеально ровное стекло. На воде всегда есть мельчайшая рябь. Чтобы ее сымитировать, прибегнем к фильтру Add Noise, вызываемому через меню Filter/Noise. Распределение шума должно быть равномерным, то есть Uniform, а его количество надо подбирать, исходя из размеров картинки и творческого замысла. Как видите на третьей иллюстрации, мы остановились на числе 20. Вы можете применять другие значения или вообще попробовать другие фильтры.

Сбрасываем разметку, так как дальше будем оперировать целыми слоями и она нам не потребуется, может только помешать. Чтобы отменить выделение, нажимаем клавиши [Ctrl]+[D].

Надеемся, объяснять, почему отражение домика - это тот же домик, только вверх ногами, не требуется. Перевернуть картинку в Photoshop труда не составляет. Пометив слой Background copy как рабочий, вызываем команду меню Layer/Transform/Flip Vertical. Эта команда зеркально отражает слой в вертикальном направлении, что нам и требуется. Не спутайте ее только с командой Flip Vertical из меню Image/Rotate Canvas, которая переворачивает всю композицию-"холст", включая все слои.

Отражение домика, то есть слой Background copy, надо смесить вниз - строго по вертикали. Чтобы картинка не уходила в сторону, нажмите и держите, пока двигаете объект мышкой, клавишу [Shift]. Отражение надо сдвинуть примерно до середины картинки. Целиться пока трудно, да и не надо, так как позже положение отражения можно будет подправить очень точно и, главное, наглядно.

Сейчас можно, воспользовавшись инструментом перемещения (он быстро вызывается клавишей [V]), подправить сдвиг отражения. Руководствуйтесь своими представлениями об окружающем мире. Как отражаются предметы в воде, вы видели неоднократно, вот и подвиньте слой Background copy, чтобы он занял правильное положение.

Однако еще рано радоваться, так как отражение хоть и есть, но никоим образом не похоже на водяное. С этого момента мы перейдем от геометрических построений-перемещений к работе с оттенками, что позволит придать композиции высокую степень реалистичности. Не пугайтесь, сделать надо не так уж и много.

Больше нам карта отражений не нужна, поэтому объединим слои Background copy и Layer 1 командой Merge Down. Ее можно вызвать из меню Layer, из меню палитры Layers или просто клавишами [Ctrl]+[Е]. Проверьте только, чтобы в этот момент активным был слой Background copy, а не Layer 1, иначе все полетит к черту.

Где вы видели, спрашивается, столь правильное отражение в воде? Оно всегда немного размыто. Это же вам не гномские колодцы из сказок Толкиена. Правильно, сейчас настал момент воспользоваться фильтрами растушевки, а точнее - фильтром Motion Blur. Вызываем его из меню Filters/Blur.

Применив фильтр Motion Blur, получаем практически готовое отражение домика в воде и, считай, пруд перед ним готов. Остался последний штрих. Впрочем, пренебречь им нельзя, так как он на 50% задает настрой картинки.

Лето у нас жаркое, кругом песок, пыль. Она, кстати, и на воду попадает. Вода вообще-то прозрачная, если кто забыл. Лучи солнца пронизывают ее насквозь, освещая дно водоема. Отраженные от дна, лучи снова пробиваются к поверхности воды и преломляются на ней. Пыль, оседая на воду, задает рассеяние лучей. Сложнейшие оптические явления, скажете? Не удастся их одним движением мышки сымитировать?

Вот, собственно, и все. Интересно, сколько времени на создание такой картинки угрохал бы фотохудожник, не располагающий компьютером?

Назад