Эффективная работа с 3ds max 7.5

         

Инструменты окна Track View


Рассмотрим только те инструменты, которые могут оказаться наиболее полезными для вас на начальном этапе работы с обеими модификациями окна правки треков.

Панель инструментов Keys (Ключи) содержит следующие кнопки.

Filters (Фильтры) — вызывает диалоговое окно Filters (Фильтры), показанное на рис. 16.58, с помощью которого можно управлять тем, что отображается в окне просмотра треков.

Рис. 16.58. Окно диалога Filters содержит средства настройки состава параметров, отображаемых в окне просмотра треков

С помощью флажков списка Show (Показывать) в левой части окна фильтров можно выбрать, какие типы объектов следует показывать в окне просмотра треков. Кнопки под списком позволяют установить все флажки (All), сбросить все флажки (None) или инвертировать установку флажков (Invert). Обратите внимание на сброшенный по умолчанию флажок Controller Types (Типы контроллеров). При его установке в окне дерева иерархии справа от каждого параметра или преобразования, допускающего анимацию, будет отображаться наименование контроллера, назначенного этому параметру или преобразованию по умолчанию. Об этом мы еще поговорим подробнее в следующей главе.

Список Hide By Controller Type (Скрыть по типу контроллера) в средней части окна содержит перечень всех контроллеров max 7.5. В этом списке можно выделить те контроллеры, которые не должны отображаться на дереве иерархии окна Просмотр треков. В разделе Show Only (Показывать только) в правой части окна можно установить флажки, обеспечивающие отображение только треков с анимацией (Animated Tracks), выделенных объектов (Selected Objects), выделенных треков (Selected Tracks), видимых объектов (Visible Objects) или только треки с ключами (Keyable Tracks). В разделе Hide By Category (Скрыть по категории) можно установить флажки, обеспечивающие скрытие треков объектов определенных категорий. В разделе Function Curve Display (Отображение функциональных кривых) в правой нижней части окна фильтров можно указать, какие преобразования следует отображать в окне Редактора кривых. Если щелкнуть на кнопке Filters (Фильтры) правой кнопкой мыши, то появится меню, показанное на рис. 16.59. Это меню содержит команды, дублирующие соответствующие флажки из разделов Show Only (Показывать только) и Show (Показывать) окна Filters (Фильтры).






Рис. 16.59. Меню, вызываемое щелчком правой кнопки мыши на кнопке Filters, содержит команды управления отображением в окне просмотра треков



Move Keys (Переместить ключи) — в окне Диаграммы ключей позволяет перемещать выделенные ключи только по горизонтали, вдоль оси времени, а в окне Редактора кривых — как по горизонтали, так и по вертикали, по оси значений анимируемого параметра. Для перемещения одного или нескольких ключей выделите их, щелкните на кнопке Move Keys (Переместить ключи) и перетащите ключи. Перемещение ключей в окне Диаграммы ключей не сказывается на их числовых значениях, меняются только связанные с ключами моменты времени. При перемещении ключей в окне Редактора кривых могут меняться как моменты времени размещения ключей, так и значения ключевых параметров. Для дублирования одного или нескольких ключей выделите ключи, щелкните на кнопке Move Keys (Переместить ключи) и перетащите ключи влево или вправо при удерживаемой клавише Shift.



СОВЕТ

Для удаления ключей нет специального инструмента. Просто выделите нужные ключи и нажмите клавишу Delete.



Slide Keys (Сдвинуть ключи) — позволяет перемещать выделенные ключи вдоль трека, одновременно сдвигая ключи, предшествующие перемещаемым или следующие за ними. Чтобы сдвинуть группу ключей, выполните те же действия, что и при перемещении ключей, но используя кнопку Slide Keys (Сдвинуть ключи) вместо кнопки Move Keys (Переместить ключи). При сдвиге выделенных ключей влево все предшествующие им ключи также будут сдвигаться влево, а при сдвиге вправо все последующие ключи тоже будут сдвигаться вправо. При этом числовые значения сдвигаемых ключей остаются прежними, меняются только связанные с ключами моменты времени.



Scale Keys (Масштабировать ключи) — позволяет перемещать все выделенные ключи влево или вправо вдоль оси времени, пропорционально изменяя расстояния на шкале времени от них до текущего кадра. Выделите несколько ключей, щелкните на кнопке Scale Keys (Масштабировать ключи) и перетащите один из выделенных ключей влево или вправо. По мере перемещения ключа будут перемещаться и все остальные выделенные ключи, при этом интервалы времени между ними и текущим кадром будут изменяться в равной пропорции.





Scale Values (Масштабировать значения) — позволяет перемещать все выделенные ключи вверх или вниз вдоль оси значений анимируемого параметра, пропорционально изменяя расстояния между ними.



Add Keys (Добавить ключи) — позволяет добавить ключ анимации на любом из треков окна Диаграммы ключей или на любой из функциональных кривых окна Редактора кривых. Для добавления ключа щелкните на данной кнопке, а затем щелкните в точке трека или функциональной кривой напротив отметки нужного момента времени. Числовое значение параметра ключа рассчитывается путем интерполяции значений соседних ключей, если параметр подвергался анимации, или принимается равным статическому значению, если анимация параметра отсутствовала.



Draw Curves (Рисовать кривые) — предназначена для того, чтобы рисовать функциональные кривые или дорисовывать имеющиеся прямо в окне диалога Track View — Curve Editor (Просмотр треков — Редактор кривых). Выделите трек какого-то отдельного параметра, например преобразования положения по оси X, и щелкните на этой кнопке. Переместите курсор, который принимает вид карандаша, в область правки треков в правой части окна диалога и дорисовывайте функциональную кривую, как показано на рис. 16.60. Чем медленнее вы будете


перемещать курсор, тем больше ключей будет появляться на нарисованной кривой. Ели ключей будет слишком много, щелкните на кнопке Reduce Keys (Уменьшить число ключей).



Рис. 16.60. Инструмент Draw Curves окна диалога Curve Editor позволяет рисовать кривые изменения анимируемых параметров вручную

Панель инструментов Key Tangents (Касательные ключей) окна диалога Track View — Curve Editor (Просмотр треков — Редактор кривых), показанная отдельно на рис. 16.61, содержит кнопки, предназначенные для выбора того или иного варианта сглаживания функциональных кривых на входе и выходе из ключа анимации. Все эти кнопки являются аналогами соответствующих кнопок окна диалога Key Info (Справка о ключах), подробно рассмотренных в этой главе ранее. Каждая из кнопок имеет раскрывающуюся панель с двумя дополнительными инструментами, позволяющими изменить тип касательных функциональной кривой только на входе в ключ или только на выходе из него.





Рис. 16.61. Панель инструментов Key Tangents окна диалога Track View — Curve Editor

Из всех кнопок панели инструментов Curves (Кривые) на начальном этапе для вас может представлять интерес только одна — Parameter Curve Out-of-Range Types (Типы экстраполяции функциональных кривых). Этот инструмент позволяет управлять тем, каким образом будет выполняться анимация параметра, соответствующего выделенному треку, за пределами заданного диапазона, вызывая окно диалога Param Curve Out-of-Range Types (Типы экстраполяции параметрических кривых), показанное на рис. 16.62.



Рис. 16.62. Окно диалога Param Curve Out-of-Range Types

Использование этого окна бывает важно в тех случаях, когда анимация, которая должна периодически повторяться, настраивается в ограниченном диапазоне кадров. С помощью средств данного окна можно выбрать тот или иной вариант повторения настроенной анимации. Окно содержит шесть графиков, иллюстрирующих варианты продолжения (экстраполяции) функциональных кривых: Constant (Постоянный) — анимируемый параметр за пределами диапазона будет сохранять постоянные значения, соответствующие началу и концу диапазона; Cycle (Циклический) — будет периодически повторяться анимация параметра, заданная в пределах диапазона действия; Loop (Периодический) — также будет периодически повторяться анимация параметра, заданная в пределах диапазона действия, но при этом будет выполнена интерполяция между значениями параметра в начале и в конце диапазона действия, чтобы в процессе анимации не наблюдалось «скачка» значения параметра; Ping Pong (Зеркальный повтор) — анимация будет попеременно повторяться в прямом и зеркальном вариантах; Linear (Линейный) — анимация продолжается по линейному закону вдоль касательной к кривой графика изменения параметра в точке конца диапазона действия; Relative Repeat (Относительный повтор) — повторяется анимация, заданная в пределах диапазона, но все значения параметра смещаются так, чтобы на краях диапазона действия не было скачков значения параметра. Под каждым из шести графиков имеются по две кнопки. Левая кнопка управляет выбором варианта поведения параметра до начала диапазона действия анимации, а правая кнопка определяет, как будет меняться параметр после выхода из этого диапазона. Можно произвольным образом комбинировать варианты продолжения параметрических кривых влево и вправо от заданного диапазона действия, нажимая левую кнопку под образцом одного варианта, а правую — под образцом другого.



Когда окно просмотра треков находится в режиме Диаграммы ключей, в нем появляются некоторые дополнительные инструменты.



Edit Keys (Правка ключей) — переводит окно диалога Track View — Dope Sheet (Просмотр треков — Диаграмма ключей) в режим правки ключей, в котором можно редактировать отдельные ключи или их выделенные наборы.



Edit Ranges (Правка диапазонов действия) — переводит окно просмотра треков в режим правки диапазонов действия, в котором можно быстро перемещать группы ключей, перетаскивая целиком полосу диапазона их действия, ограниченную белыми квадратными маркерами.



Select Time (Выделить сегмент) — позволяет выделить сегмент времени на текущем треке, щелкнув кнопкой мыши и перетаскивая курсор вдоль трека. Выделенный сегмент изображается в виде полосы желтого цвета. Над выделенным интервалом времени можно выполнять различные действия.



Delete Time (Удалить сегмент) — удаляет выделенный временной сегмент и все связанные с ним ключи анимации.



Reverse Time (Обратить время) — изменяет порядок следования ключей выделенного временного сегмента на обратный. Это очень полезный инструмент, позволяющий заставить полностью настроенную анимацию действовать в обратном направлении, как в кино, когда пленку крутят от конца к началу.



Scale Time (Масштабировать сегмент) — позволяет выделить сегмент времени и изменить его масштаб в сторону уменьшения или увеличения. Изменение масштаба времени сказывается на поведении объектов, которое управляется ключами, принадлежащими масштабируемому сегменту.



Insert Time (Вставить сегмент) — позволяет вставить интервал времени в текущий трек.

Пожалуй, это все, что следует для начала знать об окне диалога Track View (Просмотр треков). Осталось только рассмотреть вопрос о том, как с помощью этого окна можно заменять контроллеры анимации — но это уже вопрос следующей главы.


Содержание раздела