Эффективная работа с 3ds max 7.5

         

Редактирование сплайнов


В предыдущих главах вы уже сталкивались с необходимостью корректировки сплайнов-линий и стандартных сплайнов на уровне подобъектов-вершин (при корректировке профилей сечений бокала, тарелки и боковины кресла, при изменении формы столешницы), а также сплайнов в целом (при построении зеркальных копий во время работы над спинкой кресла и щитом светильника). Сейчас нам предстоит систематизировать знания о возможностях модификации сплайнов на уровнях подобъектов.

Сплайны можно редактировать на четырех уровнях: на уровне формы в целом, называемом также уровнем объекта, на уровне вершин, на уровне сегментов и на уровне отдельных сплайнов, входящих в состав формы.

Чтобы перейти к редактированию сплайна на уровнях различных подобъектов, выделите сплайн и перейдите на командную панель Modify (Изменить). Если сплайн представляет собой линию, являющуюся по определению редактируемым сплайном, то на командной панели сразу появятся свитки Rendering (Визуализация), Interpolation (Интерполяция), Selection (Выделение), Soft Selection (Плавное выделение) и Geometry (Геометрия). Если же сплайн представляет собой один из стандартных геометрических объектов, таких как Circle (Круг), Rectangle (Прямоугольник) или Ellips (Эллипс), либо является объектом Text (Текст), то для обеспечения возможности его редактирования на уровнях подобъектов можно поступить двояко:

применить к сплайну модификатор Edit Spline (Правка сплайна), помещаемый в стек объекта. Для этого следует щелкнуть на строке Edit Spline (Правка сплайна) в раскрывающемся списке Modifier List (Список модификаторов) или выполнить цепочку команд меню Modifiers > Patch/Spline Editing > Edit Spline (Модификаторы > Правка сплайна/куска > Правка сплайна), что приведет к появлению свитков Selection (Выделение), Soft Selection (Плавное выделение) и Geometry (Геометрия);

преобразовать стандартный сплайн в редактируемый. Для этого нужно щелкнуть на наименовании типа стандартного сплайна в окне стека модификаторов правой кнопкой мыши и выбрать в разделе Convert To: (Превратить в:) контекстного меню вариант Editable Spline (Редактируемый сплайн), что вызовет появление свитков Rendering (Визуализация), Interpolation (Интерполяция), Selection (Выделение), Soft Selection (Плавное выделение) и Geometry (Геометрия). Команда Convert to Editable Spline (Превратить в редактируемый сплайн) имеется также в подменю Convert To: (Превратить в:) четвертного меню transform (преобразование), вызываемого по щелчку правой кнопкой мыши в активном окне проекции.




ЗАМЕЧАНИЕ

При использовании модификатора Edit Spline (Правка сплайна) он включается в стек объекта, а сам сплайн остается параметрическим, то есть сохраняет возможность коррекции своих параметров, таких как длина, ширина, радиус и т. п. Операция правки сплайна на уровнях подобъектов в данном случае является обратимой — достаточно лишь удалить модификатор Edit Spline (Правка сплайна) из стека объекта. При преобразовании стандартного сплайна в редактируемый он необратимо утрачивает возможность корректировки своих параметров.

Свитки Interpolation (Интерполяция) и Rendering (Визуализация) позволяют корректировать параметры интерполяции криволинейных сегментов и визуализации сплайна, назначенные при его создании и рассмотренные нами в главе 6. Свитки Selection (Выделение) и Soft Selection (Плавное выделение) содержат инструменты выделения подобъектов сплайна, отчасти дублирующие возможности раскрывающегося дерева подобъектов, имеющегося в окне стека модификаторов. В частности, в свитке Selection (Выделение) имеются кнопки, предназначенные для выделения всех возможных подобъектов сплайна.



ЗАМЕЧАНИЕ

При выделении подобъектов с помощью любой из кнопок свитка Selection (Выделение) не требуется разворачивать дерево подобъектов в окне стека модификаторов. Строка заголовка дерева подобъектов после щелчка на любой из упомянутых кнопок окрашивается в желтый цвет, а справа от заголовка появляется значок выбранного подобъекта, такой же, как на нажатой кнопке.

Наконец, свиток Geometry (Геометрия), показанный на рис. 8.25, содержит собственно набор инструментов для редактирования сплайнов на уровнях различных подобъектов. В зависимости от выбранного уровня подобъектов в этом свитке становятся доступными те или иные инструменты.



Рис. 8.25. Верхняя (слева) часть свитка Geometry в режиме правки сплайнов на уровне вершин и нижняя {справа) часть этого свитка в режиме правки на уровне сплайнов

Чтобы выполнить редактирование сплайнов на уровне объекта в целом, в окне стека модификаторов должен быть выделен заголовок дерева подобъектов, то есть строка Editable Spline (Редактируемый сплайн), Edit Spline (Правка сплайна) или Line (Линия). В свитке Geometry (Геометрия) при этом будет доступна лишь малая часть инструментов редактирования. Для перехода к редактированию на уровне того или иного подобъекта необходимо щелкнуть на квадратике со знаком «плюс» слева от заголовка дерева подобъектов и выбрать в раскрывшемся списке один из доступных подобъектов: Vertex (Вершина), Segment (Сегмент) или Spline (Сплайн).

ЗАМЕЧАНИЕ

При выборе подобъектов Segment (Сегмент) или Spline (Сплайн) в самом низу командной панели Modify (Изменить) появляется еще один свиток — Surface Properties (Свойства поверхности), позволяющий настраивать значения идентификаторов материалов, которые можно применять к сплайнам в случае их визуализации.

<


Выбрав подобъект Vertex (Вершина), вы получаете возможность перемещать, поворачивать и масштабировать отдельные вершины или группы выделенных вершин сплайна, а также изменять их тип. При выборе подобъекта Segment (Сегмент) можно перемещать, поворачивать и масштабировать отдельные сегменты сплайна, а также назначать сегментам один из двух допустимых типов: Curve (Кривая) или Line (Линия). Выбор подобъекта Spline (Сплайн) позволяет применять преобразования к отдельным сплайнам из состава сплайновой формы.

Кроме того, к этим же подобъектам могут применяться специальные инструменты редактирования, сосредоточенные в свитке Geometry (Геометрия) и частично рассматриваемые ниже.

ЗАМЕЧАНИЕ

Не забывайте о таком удобном способе доступа к командам редактирования выделенных объектов и подобъектов, как четвертное меню, вызываемое по щелчку правой кнопкой мыши. Четвертное меню выделенного подобъекта содержит многие из тех команд, которые реализованы в виде кнопок в свитке Geometry (Геометрия).

Выделение подобъектов для редактирования производится в точности теми же методами, какие используются в max 7.5 для выделения объектов. При этом на уровне вершин могут быть выделены только вершины, на уровне сегментов — сегменты и т. п. Мах 7.5 сам заботится о том, чтобы вы «не выделили лишнего», и это очень удобно, особенно при насыщенной объектами сцене. Выделенные Подобъекты окрашиваются в красный цвет.


Содержание раздела