Эффективная работа с 3ds max 7.5

         

Типы проекционных координат


Выбор проекционных координат нужного типа производится за счет установки переключателя в разделе Mapping (Проекционные координаты) свитка Parameters (Параметры) в одно из следующих положений:

Planar (Плоские) — служат для проецирования растровых текстур на ровные плоские поверхности объектов. Вид значка плоских проекционных координат показан выше на рис. 14.25. На тех гранях объекта, которые расположены перпендикулярно плоскости проекции, изображение текстуры сильно растягивается и искажается, как показано на рис. 14.27;

 

Рис. 14.27. Проецирование текстуры с использованием плоских координат

Cylindrical (Цилиндрические) — применяются к объектам, имеющим форму, близкую к цилиндрической, наподобие консервной банки или кегли. Изображение текстуры оборачивается вокруг вертикальной оси объекта, совпадающей с осью габаритного контейнера проекционных координат, а затем проецируется на поверхность объекта с цилиндрической поверхности габаритного контейнера, показанного на рис. 14.28. Установка флажка Сар (Торец) включает режим, при котором на торцевые поверхности объекта также будет нанесено по отдельной копии растровой текстуры, как показано на рис. 14.29;

 

Рис. 14.28. Значок цилиндрических проекционных координат

 

Рис. 14.29. Проецирование текстуры с использованием цилиндрических координат при установленном флажке Сар

Spherical (Сферические) — создают габаритный контейнер модификатора проецирования в виде сферы, окружающей объект (рис. 14.30). Использование данного типа координат предпочтительно для объектов, имеющих округлую или сферическую форму, однако сферическое проецирование применимо и к любым другим объектам, как показано на рис. 14.31;

 

Рис. 14.30. Значок сферических проекционных координат

 

Рис. 14.31. Проецирование текстуры с использованием сферических координат

Shrink Wrap (Обтягивающие) — специальная система координат, разработанная для проецирования текстур на объекты сложной формы органического типа, наподобие моделей растений, фигур людей или животных. Эта система является по сути сферической и имеет точно такой же габаритный контейнер в форме сферы, но обеспечивает усечение углов карты текстуры и соединение их в единственной точке-полюсе, что дает минимальные искажения рисунка, как показано на рис. 14.32;






 


Рис. 14.32. Проецирование текстуры с использованием обтягивающих координат

Box (Прямоугольные трехмерные) — обеспечивают отображение текстуры на поверхность объекта с шести граней габаритного контейнера в форме прямоугольного параллелепипеда (рис. 14.33). Применяются преимущественно для объектов прямоугольной формы. Если использовать для подобных объектов плоскую систему координат, то на каких-то гранях всегда будет наблюдаться растяжение рисунка текстуры. В случае прямоугольного трехмерного проецирования к каждой из шести сторон параллелепипеда применяется плоская проекция текстуры, так что растяжение исключается (рис. 14.34);

 


Рис. 14.33. Значок прямоугольных трехмерных проекционных координат

 


Рис. 14.34. Проецирование текстуры с использованием прямоугольных трехмерных координат

ЗАМЕЧАНИЕ

Чтобы обеспечить одинаковый масштаб изображения текстуры на каждой из сторон объекта в виде прямоугольного блока, примените к нему модификатор UWV Map (UVW-проекция), установите проекционные координаты типа Box (Прямоугольные трехмерные) и придайте габаритному контейнеру модификатора форму куба с одинаковыми размерами по всем трем осям проекционных координат U, V и W.

Face (Координаты граней) — обеспечивают размещение отдельной копии текстурной карты в центре каждой грани объекта. Это может служить средством создания сложных узоров из текстур, если грани объекта равномерно распределены в пространстве (рис. 14.35);

 


Рис. 14.35. Проецирование текстуры с использованием координат граней объекта

XYZ to UVW (XYZ в UVW) — обеспечивают растяжение рисунка трехмерных процедурных текстур вместе с оболочкой объекта, как показано на рис. 14.36. Две копии сферы с процедурной текстурой были растянуты по вертикали. Рисунок текстуры на правой сфере, нанесенный с использованием модификатора XYZ to UVW (XYZ в UVW), растянулся вместе с оболочкой, а на средней — нет.

 


Рис. 14.36. Пример применения модификатора проекций XYZ to UVW


Содержание раздела