Эффективная работа с 3ds max 7.5

         

Управление точками центров преобразований


Результаты преобразований поворота и масштаба существенно зависят от выбора центра преобразования, то есть точки в трехмерном пространстве, вокруг которой будет выполняться поворот объекта, а также к которой будет происходить стягивание или от которой будет происходить растяжение объекта при изменении его масштаба.

Имеется возможность выбрать один из трех вариантов центра преобразования поворота:

поворот каждого из совокупности объектов относительно собственной опорной точки;

поворот относительно геометрического центра выделенного набора объектов;

поворот относительно точки начала текущей системы координат.

Как уже говорилось в главе 1, каждый объект max 7.5 имеет опорную точку {pivot point), положение которой определяется в момент создания объекта. Обычно опорная точка помещается в центре основания объекта или в геометрическом центре его габаритного контейнера. Чтобы сделать видимой опорную точку объекта, необходимо выделить его, перейти на командную панель Hierarchy (Иерархия) и щелкнуть на кнопке Effect Pivot Only (Только опора). В окнах проекций max 7.5 опорная точка изображается тройкой «утолщенных» векторов красного, зеленого и синего цветов. Красный вектор символизирует ось X локальной системы координат объекта, зеленый — ось У, а синий — ось Z, как показано на рис. 4.40.

Рис. 4.40. Значок опорной точки

После создания объекта можно использовать инструменты командной панели Hierarchy (Иерархия) для перемещения опорной точки независимо от объекта и ее поворота на произвольный угол. Даже если опорная точка оказывается вынесенной за пределы объекта, она продолжает определять координаты объекта в пространстве, оставаться центром преобразований объекта и исполнять все остальные функции, закрепленные за опорной точкой.

Для выбора центра преобразования служит группа из трех кнопок главной панели инструментов — Use Pivot Point Center (Использовать опорные точки объектов), Use Selection Center (Использовать центр выделения) и Use Transform Coordinate Center (Использовать начало координат). Назначение каждой из кнопок описывается в следующем перечне:






Use Pivot Point Center (Использовать опорные точки объектов) — включает режим преобразования объекта ( или набора объектов) относительно опорных точек каждого из объектов. Контейнер выбранного преобразования помещается при этом только в опорную точку объекта, выделенного первым. На рис. 4.41 демонстрируется поворот объектов примерно на 45° относительно опорных точек каждого из них. Обратите внимание на то, что только левый из объектов снабжен контейнером преобразования.



Рис. 4.41. Поворот объектов относительно собственных опорных точек



Use Selection Center (Использовать центр выделения) — в этом режиме преобразования производятся относительно центра выделенного набора объектов, в качестве которого используется геометрический центр параллелепипеда, описанного вокруг совокупности выделенных объектов. Если выделен только один объект, используется геометрический центр его габаритного контейнера. Данный режим выбирается по умолчанию при выделении нескольких объектов. На рис. 4.42 демонстрируется поворот объектов примерно на 45° относительно центра выделенного набора. Обратите внимание на то, где расположен контейнер преобразования.



Рис. 4.42. Поворот объектов относительно центра выделенного набора





Use Transform Coordinate Center (Использовать начало координат) — при включении данного режима преобразования поворота и масштаба производятся относительно начала текущей системы координат. Центр преобразования устанавливается в начало той системы координат, с которой ведется работа в данный момент. По умолчанию используется система координат типа View (Оконная), при которой центр окна проекции является началом системы координат и центром преобразования. На рис. 4.43 демонстрируется поворот объектов на угол порядка 45° относительно центра оконной системы координат.



Рис. 4.43. Поворот объектов относительно начала оконной системы координат


Содержание раздела